ЭМИКОН - разработка программируемых логических контроллеров и систем автоматизации
 Наш адрес: 107207, г. Москва,
Щелковское шоссе, д. 77
(м. Щелковская)

Тел./факс: +7 (499) 707-16-45
E-mail: emicon@emicon.ru 

Техподдержка: +7 (495) 369-01-53

Главная
О компании
Пресс-центр
Новости и объявления
Вакансии
Продукты
Программирование контроллеров ЭМИКОН
Референc-листы
Вопросы и ответы
Обратная связь
Техническая поддержка
Карта сайта
 
ЭМИКОН: программируемые контроллеры и системы автоматизации / Пресс-центр / Публикации и статьи / 2013 г. - Опыт ЗАО "ЭМИКОН" в разработке АСУ ТП объектов АК "Транснефть"

Опыт ЗАО "ЭМИКОН" в разработке АСУ ТП объектов АК "Транснефть"

Авторы: А.А. Алексеев, к.т.н., В.А. Алексеев (ЗАО "ЭМИКОН")

Приведены основные этапы развития и представлен опыт в разработке АСУ ТП объектов АК «Транснефть». Рассматриваются преимущества и недостатки упреждающего проектирования на основе типовых решений.

В этом году ЗАО «ЭМИКОН» отмечает четверть века своей работы в отрасли производства средств и систем промышленной автоматизации.

25 лет – это возраст зрелости, расцвета творческих и производственных сил.

Со дня своего образования основной концепцией фирмы стала разработка и производство микропроцессорных программируемых контроллеров, не уступающих по техническим характеристикам лучшим зарубежным аналогам.

За 25 лет работы фирма накопила серьезный опыт в области разработки и производства программируемых логических контроллеров (ПЛК), а также в создании систем автоматизации технологических процессов с использованием этих контроллеров в различных отраслях промышленности.

Первый контроллер серии ЭК-1000 на базе самого мощного в тот момент микропроцессора КР1810ВМ86 был создан в 1991 году исключительно на отечественной элементной базе. В нем были реализованы некоторые схемотехнические решения (например, троирование контактов разъемов системной шины), которые позволили достичь достаточно высоких надёжностных характеристик. Контроллер стал основой систем автоматизации, внедренных в ряде отраслей народного хозяйства: в коммунальных городских службах, на предприятиях аграрно-промышленного комплекса. С 1992 г. контроллеры ЭК-1000 начали поставляться предприятиям чёрной металлургии (АСУ прокатных станов, мартеновские цеха и др.).

В связи с развалом производства отечественной электроники, начиная с 1993 года, с появлением возможности использования импортных комплектующих изделий, практически все разработки уже велись на базе электронных компонентов ведущих мировых фирм.

Так были созданы модули серии ЭК-2000 и ПЛК на их основе, которые нашли широкое применение во многих отраслях промышленности: в металлургии, в трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов, газа, в атомной промышленности (на заводах по обогащению урана), в ракетно-космической и военной промышленности.

Модернизированные контроллеры этой серии и сейчас востребованы предприятиями вышеперечисленных отраслей.

В 1995 г. на базе контроллеров серии ЭК-2000 был разработан и изготовлен опытно-промышленный образец микропроцессорной системы автоматического регулирования давления с электроприводом (МСАРДЭ). Успешное внедрение МСАРДЭ в магистральных нефтепроводах на ПНБ "Тихорецкая" (ОАО "Черномортранснефть") привело к тому, что в 1996 году фирма была приглашена к участию в конкурсе АК «Транснефть» на поставку системы автоматики НПС.

СА НПС, разработанная нами, обеспечивала автономное поддержание режимов работы насосных агрегатов, задвижек, вспомогательных систем, а также изменение этих режимов либо автоматически, либо по командам с АРМа оператора-технолога как из местного диспетчерского пункта (МДП), так и из вышестоящего уровня управления - районного диспетчерского пункта (РДП).

Письмом от 31.10.1996г. №18-15/3036 вице-президент АК «Транснефть» А.С. Джарджиманов сообщил: "Всестороннее рассмотрение нашими экспертами представленных АО «ЭМИКОН» и другими организациями технико-коммерческих предложений на поставку системы автоматики НПС, доработанных до эскизного проекта, показало, что, в сравнении с предложениями других участников конкурса, предложения АО «ЭМИКОН» - наиболее предпочтительны".

АК «Транснефть» предлагает АО «ЭМИКОН» продолжить начатую работу в рамках договора с АК «Транснефть» на разработку, изготовление и поставку опытного образца системы с приемочными испытаниями образца на действующей НПС.

Микропроцессорная система автоматизации (МПСА) НПС «Родионовская-1» (АООТ ПМН, в настоящее время ОАО «Черномортранснефть») прошла приемочные испытания и была введена в эксплуатацию в 1998 г. С этого момента предприятия трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов стали основными заказчиками для ЗАО «ЭМИКОН».

В связи с насущной необходимостью АК «Транснефть», контроллер ЭМИКОН одним из первых в стране был сертифицирован как микропроцессорный пожарный прибор приемно-контрольный и управления. Это позволило строить многофункциональные автономные системы автоматического пожаротушения (САП) как для объектов нефтегазовой отрасли, так и других пожароопасных промышленных объектов.

Успешное применение контроллеров нашей разработки на объектах магистральных нефтепроводов, а также на предприятиях атомной промышленности, накопленный опыт создания контроллеров и АСУ ТП позволили направить наши основные усилия на разработку контроллеров новых серий с более современными техническими характеристиками и функциональными возможностями.

В результате успешной эксплуатации МПСА НПС «Родионовская-1» предприятия трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов стали нашими постоянными заказчиками. По количеству поставленных на сегодняшний день МПСА нефтеперекачивающих станций, резервуарных парков и нефтебаз в системе АК «Транснефть» фирма «ЭМИКОН» сохраняет лидирующее положение (за период с 1998 г. по 2012 г. было внедрено: 77 МПСА, 97 САП и 27 систем автоматического регулирования давления (САРД)).

В настоящее время для МПСА объектов АК «Транснефть» в качестве центрального контроллера в разработках ЗАО «ЭМИКОН» используются процессорные модули Modicon Quantum фирмы "Schneider Electric" и др. При этом контроллеры ЭМИКОН интегрируются в данные системы в качестве контроллеров удаленной связи с объектом (УСО). В составе контроллеров используются разработанные нами дополнительные функциональные блоки: барьеры искробезопасности, блоки защиты от импульсных перенапряжений, блоки питания датчиков и др.

В зависимости от конкретной задачи контроллеры УСО реализуют как простейшие алгоритмы нормализации и фильтрации входных сигналов, так и алгоритмы локальных систем (САРД, контроллеры противоаварийных защит). Это позволяет создавать более гибкие и максимально адаптированные под поставленные задачи системы.

Центральные контроллеры микропроцессорных САП и САРД строятся на базе модулей ЦПУ нашей разработки.

Накопленный опыт позволил нам в достаточно сжатые сроки разработать и внедрить такую сложную микропроцессорную систему автоматизации, какой является АСУ ТП нефтеналивного терминала «Усть-Луга».

Операторная НБ «Усть-Луга»

Разработка МПСА и САП для объектов АК «Транснефть» имеет существенную особенность.

Требования к МПСА, ее узлам и элементам, к алгоритмам функционирования жестко регламентированы ведомственными нормативными документами (РД, ОТТ, отраслевыми регламентами). Наряду с типизацией технических решений по проектированию нефтеперекачивающих станций и резервуарных парков, это позволило разработать типовые проектные решения (ТПР) по их автоматизации.

В результате, вместо проектов привязки разработанных МПСА к технологическому объекту, проектировщики на основе ТПР стали выполнять упреждающее, так называемое, одностадийное проектирование.

Несомненные достоинства такого подхода:

Проектная документация на МПСА и САП в полном объеме может разрабатываться проектными организациями без участия изготовителей (системных интеграторов) этих систем.

Правильно разработанное проектировщиками задание на поставку при его реализации должно обеспечить состав, структуру и технические характеристики поставляемой МПСА, полностью отвечающие нормативным требованиям, предъявляемым к системе.

При этом остается определенная свобода выбора ее отдельных компонентов, что облегчает рациональный выбор поставщика АСУ ТП при проведении тендерных торгов, основываясь на предлагаемой стоимости поставки с учетом опыта разработки, изготовления, пуско-наладки и сопровождения ранее внедренных поставщиком систем.

Однако, чтобы указанное достоинство эффективно проявлялось, необходимо, чтобы сами ТПР были достаточно обоснованы и отработаны.

Кроме того, упреждающее проектирование требует существенно более высокой квалификации проектировщиков, чем при разработке проекта привязки. Даже при самых совершенных ТПР, проектировщик, кроме знания нормативных требований, должен в большой мере обладать знаниями разработчика конструкторской документации на МПСА.

Первое условие требует постоянного анализа действующих ТПР и их периодической доработки с привлечением заказчиков, ведущих проектировщиков и поставщиков МПСА и САП. Так, главным недостатком первой действующей редакции нормативного документа АК «Транснефть», содержащего ТПР (ОТТ-35.240.50-КТН-302-06), утвержденной в 2006 г., была ее ориентация на применение ПЛК одного конкретного поставщика.

К разработке новой редакции ТПР в 2009 г. ОАО «Гипротрубопровод» привлек ЗАО «ЭМИКОН» как организацию, имеющую наибольший опыт разработки и внедрения микропроцессорных систем автоматизации.

На основе анализа статистики отказов МПСА, произошедших на объектах АК «Транснефть» за последние 2 года, анализа актуализированных требований к МПСА и САП, определенных нормативными документами, а также анализа возможностей современных технических средств, были разработаны и приняты следующие технические решения:

  • типовые структурные схемы МПСА и САП, отвечающие основным типам НПС: промежуточной, промежуточной НПС с резервуарным парком (РП), головной НПС, обеспечивающие применение ПЛК и другого оборудования различных поставщиков;
  • типовые схемотехнические и конструктивные решения МПСА и САП НПС и РП;
  • типовые схемы организации электропитания МПСА и САП НПС и РП;
  • типовые алгоритмические модули МПСА и САП НПС и РП.

В настоящее время проектирование новых и реконструируемых МПСА и САП ведется на основе этих ТПР, направленных, прежде всего, на повышение отказоустойчивости МПСА и САП, хотя уже намечены и обсуждаются пути их дальнейшей доработки.

Как уже отмечалось, качество упреждающего проектирования на основе ТПР зависит также от квалификации проектировщиков. Последний опыт показывает, что этому требованию удовлетворяют только наиболее подготовленные организации - такие как ОАО «Гипротрубопровод» (г. Москва), его Самарский и некоторые другие филиалы.

Однако, когда к проектированию для объектов магистральных трубопроводов привлекаются проектные организации, не имеющие достаточного ресурса и опыта проектирования АСУ ТП, эта часть проекта выполняется с низким качеством. В этом случае изготовителю системы, отвечающему в конечном итоге за соответствие ее всем нормативным требованиям, приходится затрачивать значительные усилия на переработку и последующее согласование многочисленных изменений.

Для решения проблемы снижения качества проектирования МПСА и САП, по нашему мнению, требуется:

  • повысить требования к проектной организации на этапе допуска ее к проектированию в части АТХ и АПТ;
  • улучшить качество экспертизы проектов;
  • дать возможность опытным организациям – разработчикам и изготовителям МПСА и САП, имеющим допуск к выполнению проектных работ, самим разрабатывать проекты в части АТХ и АПТ на субподряде у генерального проектировщика.

Последнее в особенности касается реконструкции объектов АК «Транснефть», МПСА и САП на которые ранее были поставлены такими организациями.


написать письмо карта сайта как нас найти